Интервью с поэтом, исследователем литературы, редактором Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» РАН Князевым Александром Николаевичем
25 сентября 2020 года исполнилось 50 лет творческой деятельности петербуржца Александра Николаевича Князева. Сфера его деятельности широка – он поэт, переводчик, литературовед, иногда жёсткий критик, музыколог, редактор (в том числе научных сборников). Его называют «Радетель о русской культуре»; выдающаяся писательница Софья Леонидовна Прокофьева отметила, что «творчество Александра Князева есть счастливое и органичное продолжение лучших классических традиций русской литературы». Можно также привести фрагмент из «Философических писем» Петра Чаадаева, в котором очень точно отражена суть творчества Александра Князева:«...деятельные и сосредоточенные способности с Севера сочетаются с пылкими силами Юга и Востока: холодная и строгая мысль северного климата слилась с горячей и радостной мыслию умеренного...». Его тепло принимают на различных творческих встречах и поэтических вечерах. Это неудивительно, ибо ему всегда есть что сказать публике, привнося так необходимую в наше время толику оптимизма. Одно из двустиший поэта гласит: «Если нечего сказать даже тем, кто рядом – / и на сцену выползать, господа, не надо!». Довольно едкая откровенность некоторых высказываний, тем не менее, позволяет сохранять добрые отношения с людьми разных творческих устремлений. В 2018-м году, в день 65-летия, Международная Ассоциация «Русская культура» вручила Александру Николаевичу диплом, нагрудный знак и звание «Заслуженный деятель Русской культуры». Юбиляр любезно ответил на несколько наших вопросов. Для начала – небольшой блиц: – Как бы Вы сказали о себе коротко? – Свободен в творчестве. В любви – свободен! – Что для Вас важнее всего в искусстве и в поэзии в частности? – Пронзительность и óбразность. – Можно ли научить поэтическому искусству? – Абсолютно нет, ибо поэзия должна быть искренней. А искренности научить нельзя. – Что Вы не приемлете в литературе? – Ханжество, пошлость, безграмотность и бессмыслицу. – Какие двери Вы еще не открыли? – Дверь в нирвану. – Какой должна быть идеальная книга? – Идеального ничего не бывает. Как и совершенного … – Как вы пришли в ту сферу, в которой вы реализуете себя сейчас? – С удовольствием. – В чём вы себе не можете отказать? – В утренней чашке кофе. – Где вы черпаете вдохновение? – Оно меня черпает. – Можно ли прожить без любви? – Творчество без любви немыслимо. – Какой, на Ваш взгляд, идеальный читатель? – Идеальный читатель тот, который учит твои стихи наизусть. – В справочных материалах значится несколько Ваших ипостасей. Кто же Вы на самом деле? – Смотря какому действу отдаюсь в конкретный момент. В бурном процессе подготовки музыкально-поэтического вечера невозможно заниматься редактированием или литературоведческим исследованием, ибо здесь нужно чёткое и спокойное сознание. Попробуйте заняться чем-то ещё, когда льётся стих! Муза тотчас прибьёт, так как она жутко ревнива. Ни одно дело не может принести хороший результат, если заниматься несколькими сразу. – 50 лет творческой деятельности – цифра внушительная. Откуда истоки? – Потребность записывать свои мысли у меня с детства. Много читал, и одно время даже вёл читательский дневник. И вот что интересно: среди детских эмоциональных записей иногда попадаются совсем не детские. А откуда цифра? – в архиве сохранился листок из тетради в клеточку со стихотворением «Прекратите войну во Вьетнаме». И дата стоит: 25.09.1970 г. Я тогда учился в десятом классе, и прочёл стих на уроке литературы. Тут моя любимая учительница, Римма Фёдоровна Жукова, вдруг сказала, что это не моё сочинение. Плагиат, мол. То ли у Евтушенко «слизано», то ли у Вознесенского. Я настолько был обескуражен, что просто заплакал. И – самое удивительное – Римма Фёдоровна при всём классе попросила у меня прощения. Конечно, как у всех начинающих, потом было много «воды» и «сора», были периоды, когда стихи не рождались – занимался то литературными изысканиями, то практиковался в журналистике. Отсюда и библиография выходит довольно внушительная... – Вы говорите о периодах творческого затишья. В связи с этим вопрос: что делать, если вдохновения нет? – Творчество – свобода вероисповедания. Никакая свобода не терпит насилия. Посему, если поэтическое вдохновение на время покинуло вас и улетело к другому – не расстраивайтесь. Соскучится и вернётся, если Вы искренни. А на время ожидания займитесь тем, что по душе. – Был ли в вашей жизни человек, который вас изменил, повлиял на творчество? – Нас исподволь меняет каждый, встречающийся на жизненном пути. Если говорить о прожитом времени – это бесконечные беседы с людьми, которые уже улетели в неизведанные миры, и которые мне очень дороги: Зара Долуханова, Марк Рейзен, Саулюс Сондецкис, композиторы Борис Тищенко, Дмитрий Толстой, Дмитрий Николаевич Смирнов, в апреле улетевший в межзвёздное пространство… К сожалению, были очень короткими встречи с Фаиной Георгиевной Раневской, Екатериной Максимовой… Перечислять можно много и долго. И, конечно, чтение, чтение, чтение. «Открой книгу – / увидишь глаза друга» (А. К.). И кто придумал ставить на издаваемых книгах возрастные ограничения? К примеру, я прочёл «Анну Каренину» в отроческом возрасте. И перечитываю до сих пор, с неослабевающим интересом сравнивая своё восприятие романа тогда и сейчас. – Воспоминания писать не начинали? – Фаине Георгиевне Раневской кто-то сказал: «– Пишу сейчас воспоминания о таком-то». Ф. Г. ответила: «– А он Вас об этом просил?». Хотя, возможно, наступает пора поворошить архивы... – Что Вас беспокоит в нынешней действительности? – Всеобщая монетизация, уход от духовности. Испокон веку русскому человеку (я не имею в виду национальную принадлежность) свойственны со-чувствие, со-страдание. Великая литература построена на этом – стоит почитать Льва Толстого или Фёдора Достоевского. Сейчас это утрачивается. Внутреннее состояние подменяется внешним антуражем. Слова «любовь» и «секс» стали синонимами. ЕГЭизация, навязанная западом (кстати, читал на просторах Интернета, что в Англии постепенно переходят на «советскую» систему обучения). У педагогов нет ни времени, ни сил затронуть потаённые струны души воспитанников – они загружены бесполезной отчётностью. Решение вопросов навязчиво преподносится с экранов не как игра умов, но через кровь и мордобитие; тот же интеллектуальный спор на большинстве телеканалов из умения слушать и слышать собеседника превратился в базар, где уважаемые люди одновременно орут, сквозь этот гвалт соря оборотами речи, несвойственными русскому языку… – Чем Вы не удовлетворены как редактор? – Бесит буква г с точкой, повсеместно торчащая перед написанием имени «Санкт-Петербург» и перед названиями городов, имеющих в окончании бург и град. Некоторые «шибко учёные» начинают доказывать, что наличие этой буквы прописано свыше. Кем и когда? Если какой-то высокопоставленный чиновник однажды опубликовал эту ошибку, это совсем не значит, что нужно слепо ему подражать. Особо неверующим нужна указка? Пускай наберут в поиске ГОСТ р 7.0.97-2016, и убедятся, что перед Москвой буква г везде отсутствует. Потому что это столица нашей Родины. И нет необходимости прописывать правило про бурги с градами отдельно, ибо его на всю жизнь вызубрили ещё в школе. Вторая горькая сентенция – пренебрежение к букве ё, законной и полноправной букве русского алфавита. Излишне говорить о том, что происходит искажение звучания многих французских фамилий таких известных личностей как Ришельё, Монтескьё, Мирей Матьё и некоторых русских фамилий, ошибочное написание которых в документах вызывает у их обладателей массу сложностей. В литературе, к примеру, происходит нарушение издателями авторского права Льва Николаевича Толстого, который, как известно, говорил, что он Лёв, а не Лев, и, соответственно, герой его романа «Анна Каренина» – Лёвин. А отсутствие буквы ё в детской литературе сызмальства искажает у детей восприятие окружающего мира. Об этом постоянно говорят многие психологи. Всё-таки, в реальности – ёжик, а не ежик, ёлка, а не елка. Неудивительно, что дети зачастую думают, что елка – это рот… И закономерно, что в Конституцию, наконец, внесли поправку о защите русского языка. В нашем алфавите 33 (sic!!!) буквы, и буква Ё теперь наравне с другими приобрела конституционное право на присутствие во всех видах печатной продукции. – Ваши книги «Страсти по Лермонтову», «Поэтики» и составленный Вами сборник «Город Святого Петра или Ангелы Петербурга» снискали заслуженную похвалу. Какими новыми изданиями порадуете? – По отзывам, сборник «Город Святого Петра...» действительно радует читателя – и оформлением, и нетривиальным содержанием. В сентябре 2018-го вышел экспериментальный тираж сборника «Есениным навеяно...», в который вошла любопытная поэтическая подборка и дополнения к справочнику «Есенин и музыка». В конце прошлого года напечатан сборник «Игра сонетов», а в будущем году надеюсь потешить взыскательного читателя Антологией русско-армянской поэзии, над составлением которой вовсю идёт работа. К сожалению, из-за Нагорно-Карабахской бойни всё приостановилось. Ибо Антология предполагается двуязычной… – На Ваши стихи написано более двадцати музыкальных сочинений. Причём «Рождество в Тарханах» положено на музыку дважды: есть и романс, и Рождественская кантата «Ангел прилетел». Как Вы воспринимаете собственные «омузыкаленные» стихи? – Вы знаете, с большим любопытством. Безумно интересно слышать иное восприятие написанного тобой. Ведь сфера бытия и восприятия окружающего мира композитором очень отличается от сфер бытия и восприятия у людей других творческих направлений. Он воспринимает окружающий мир через звуки, и фонетика слова преломляется, принося в мир совсем другие ощущения.
Беседовала Виктория Смирнова
Из рецензий и отзывов:
Михаил Царт («Волга–XXI век», 2014 г., № 11–12, с. 180) * * *
Анна Пятницкая. («Тихвинская неделя от 24.03.2015 г.»)
* * *
Что отличает коренного петербуржца «старой закваски» от тех, кого по определению нельзя отнести к этому узкому кругу лиц? Нечто совершенно особенное должно чётко просматриваться во всём его существе, начиная от осанки и жестикуляции и заканчивая манерой говорить и одеваться. Стереотипное представление о том, что коренные жители Петербурга – унылые и вечно уставшие от жизни люди, является ошибочным: коренной петербуржец – на редкость оптимистично настроенная личность, имеющая отличное чувство юмора, самоиронию и обладающая здоровой саркастичностью вкупе с врождённой деликатностью. А ещё, конечно, коренной петербуржец никогда не произносит таких слов, как подъезд, сквер, бордюр и батон, зато в его речи присутствуют парадная, садик, поребрик и булка. Именно таким каноническим коренным петербуржцем предстал перед гостями своего творческого вечера, собравшимися в пилястровом зале Губернаторского дома, поэт, лермонтовед и переводчик Александр Князев: изысканный костюм цвета слоновой кости, шёлковый платок, завязанный на шее итальянским узлом, очки в тонкой оправе, перстень на пальце, скромная улыбка, изящная жестикуляция, возвышенная манера речи. В интерьерах прекрасного здания девятнадцатого века среди живописных полотен, обрамлённых позолоченными багетами, Александр Князев смотрелся поразительно органично». Полина Елистратова («Пенза-онлайн» от 28.09.2016 г.») | |
| |
Просмотров: 292 | |
Всего комментариев: 0 | |