"НА НАШ ВЗГЛЯД"
             
            ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Выпуск №5(9) май 2011 года. Рубрика "Память"

А на траве кровавы росы…

       Памяти павших на полях Великой Отечественной…

   В нашем обществе неоднозначное отношение к людям, занимающимся тяжёлой как морально, так и физически работой по возвращению нации памяти о героях, положивших свои единственные жизни за то, чтобы под мирным небом родились и жили другие поколения.


    Фото Е. Кабалина

    Кто-то выражает полное одобрение и понимание, кто-то поддерживает деньгами, а кто-то говорит, что, мол, зачем ворошить прах павших?.. Упокоились, дескать, они — ну, и пусть лежат себе. Все равно уже ничего не изменить после стольких лет. Кто-то и вообще считает, что поисковые отряды только тем и занимаются, что выискивают некие военные раритеты и оружие. А действительно: что движет людьми, которые почти все свободное время проводят с лопатами и металлодетекторами в руках? Которые вместо того, чтобы приносить деньги в дом, их оттуда берут?
    У каждого поисковика свой неповторимый путь прихода в это непростое сообщество, объединенное общей идеей, имеющее свои жесткие законы. Случайных людей там точно не бывает. Так же, как нет случайных людей среди спасателей, спецназа, военных летчиков, настоящих врачей и представителей других достойных профессий.
   Общность поисковиков заключается в истинном, а не показушном патриотизме, любви к истории своей страны, в поклонении святой памяти своих дедов и отцов, в желании разобраться в истинных реалиях той войны и цене Победы. И это вовсе не пафос. С конца шестидесятых годов прошлого века и по наши дни поисковыми отрядами были найдены, подняты и преданы земле с почестями более двухсот тысяч советских воинов. Всем этим павшим было возвращено честное имя погибшего за Родину вместо пропавшего без вести. Разве одно это не стоит тонн вырытой земли, тонн откачанной из рвов и блиндажей воды, сотен сломанных от напряжения лопат и спин поисковиков?   Разве можно равнодушно смотреть в глаза пацанов, которые голыми руками бережно вынимают из слежавшейся глины косточки когда-то брошенных на произвол судьбы погибших солдатиков, бывших почти их ровесниками? Я уверен, что для подавляющего большинства россиян ответы на эти вопросы очевидны.
   …Тридцать девятый километр трассы Санкт-Петербург— Москва..
Большое поле, начинающееся почти сразу после Ям-Ижоры. На нем за всю послевоенную историю никто и ничего не растит. Почему же эта земля ничего не родит? Чтобы ответить на этот вопрос, надо пройти по этому полю ранней весной. Выражение «нет живого места» полностью соответствует этой выжженной, распаханной артиллерией и авиацией местности.
    В далеком теперь уже сорок первом здесь находились позиции Слуцко-Колпинского укрепрайона, где был остановлен враг, за полтора месяца захвативший четверть европейской части страны под именем СССР. Какого накала здесь было противостояние, можно определить и сейчас: достаточно в любом месте поля ткнуть лопату в землю. Месиво из сгнившей одежды, обуви, предметы обмундирования, личные вещи солдат, останки тел в виде костей и черепов распределены тут по всей площади. Металлодетектор звенит беспрестанно: земля напичкана металлом на глубину более трёх метров. Змеиные тела окопов и ямы от блиндажей видны до сих пор, хотя местные власти и попытались разровнять землю бульдозерами сразу после войны. Но землю не так просто разгладить — она-то ВСЕ и ВСЕХ помнит, и свидетельствует об истинной цене той великой Победы, которой мы все обязаны не генералам и маршалам, а простым русским мужикам, отдавшим жизни за честь Родины, но ею забытыми напрочь.
   Вот мы вновь отмечаем годовщину Великой Победы. Опять льются с экранов телевизионных ящиков здравицы в честь ветеранов, о которых сразу после праздников все забудут. Опять к гранитным мемориалам несут тонны гвоздик по всей стране, и умилившиеся чиновники с отвисшими животами толкают речи со словами «Никто не забыт и ничто не забыто». Но, к сожалению, это только слова. Когда же требуются конкретные дела, умилявшиеся в день праздника чиновники поражают своим равнодушием к тем, кто пытается в меру своих сил возвратить людям Правду о цене великой Победы.
   Вот один из конкретных примеров. Два года назад в лесах под Тосно было обнаружено точное место падения штурмовика ИЛ-2. Пилоты должны находиться на месте падения. Взрывом выбросило мотор, по номерам на коленвале которого можно определить его номер — соответственно, авиаподразделение, получившее машину, день гибели экипажа. Все это можно сделать за пару месяцев, но для этого нужна конкретная помощь со стороны соответствующего комитета городской администрации. Итог — самолет с экипажем лежит, как и лежал на своем месте, и с каждым днём уменьшается вероятность того, что родственники пилотов дождутся счастливой весточки.
     Вот и получается, что люди, занимающиеся поисковой работой, основанной только на личном энтузиазме, личных финансовых средствах, со стороны государства помощи никакой не получают, за исключением редких случаев выделения скудных средств на дешевые гробы и венки. И только Минобороны иногда выделяет почётные караулы для обрядов воинского погребения останков павших. Но вот когда надо попиариться перед народом — власти тут как тут. Сладкоречивые депутатики и чиновнички всех мастей рвутся к микрофонам на мемориалах и балаболят о многотрудной работе с проблемами ветеранов, о своем участии в постоянной патриотической работе с молодёжью, о возвращении священной памяти павших героев. Но мы, люди, действительно занимающиеся этой работой, знаем цену чиновьичьей риторике: она не стоит и ломаного гроша.
   Наш поисковый отряд Святогор в период с 2004 по 2010 годы поднял и перезахоронил в Братских могилах более 800 советских солдат и офицеров. Эта цифра могла бы быть в три раза больше, если бы нам была оказана не словесная, а реальная помощь в виде специального оборудования, без которого часто просто невозможно поднять останки воинов из залитых водой блиндажей и траншей. Самим приобрести эту технику, увы, нет средств. И всё же, даже при таких условиях, мы пытаемся работать, хотя сил и моральных, и физических порой уже не хватает, а на смену нам приходить, как ни горько об этом говорить — некому, ибо поколение «пепси», выросшее в смутное время аморальных реформ, уже почти ни на что не способно.


Евгений Кабалин
Категория: 2011 год | Добавил: nanash-vzgliad (23.01.2014)
Просмотров: 409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: