"НА НАШ ВЗГЛЯД"
             
            ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Москвин Г.А Блокада Ленинграда. 1941 - 1945 гг. Часть III.

8.“…ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ СТРАШНЕЙ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ…”.

Думаю, что мало кто из нас осознает истинный смысл этих загадочных слов поэтессы о “Дороге жизни." "Дорога жизни" - это ЧУДО НА ЛАДОГЕ! Ладожское озеро за всю свою тысячелетнюю историю не знало такого человеческого ЧУДА. Ибо её строительство и её обслуживание, сопровождалось огромными трудностями, огромными лишениями, как для людей её обслуживавших, так и для тех, кто эвакуировался по ней на Большую землю, по бушующей Ладоге или по трещавшему льду замерзшего озера; включая гибель грузовиков и автобусов в ледовых полынья, перенапряжение сил девушек-регулировщиц и медсестер, а также женщин, прокладывавших по льду железнодорожные пути между Кобоно-Кареджским портом и бухтой Морье. Это все сопровождалось не только трудностями, но и многочисленными смертями, трагическими случаями. (Достаточно вспомнить о трагедии баржи с ленинградцами и курсантами военных училищ, отправленными в эвакуацию осенью 1941г.).

"Дорога жизни" спасла от гибели трехмиллионный город (с учетом беженцев из Прибалтики и окрестных пригородов) а также 500 тысяч воинов Ленфронта и моряков Балтфлота. За время действия водной и ледовой трассы на Ладоге, и её сухопутного продолжения по суше от Кобоны до Подборовья и Заборья в Бокситогорском районе Ленинградской области было эвакуировано 1 млн 376 тыс. человек; а общее количество грузов (а это - спасительное продовольствие, топливо, боеприпасы), перевезенных в Ленинград по той дороге - свыше 1 млн 615 тыс. тн.44

Когда мы говорим о том, что эта дорога – “Чудо на Ладоге”, то мы имеем в виду, что при её строительстве и обслуживании проявились самые лучшие человеческие качества советских людей. Эта дорога требовала смелости и инициативности, изобретательности от руководства города, Ленинградского фронта, Ладожской военной флотилии, ленинградских метростроевцев и автотранспортников, железнодорожников Волховстроя; от всей двадцатитысячной армии работников, обслуживавших эту дорогу и обеспечивавших ее бесперебойное функционирование.

Эта дорога требовала мужества от ленинградцев, которые приняли решение эвакуироваться по ней, ибо надо было перенести в дороге - и бушующие волны и штормы на Ладоге, и лютую стужу, и попадание в полыньи на ледовой трассе, и бомбежки по дороге (как, например, погибли под бомбежкой ленинградские дети на железнодорожной станции Тихвин 14 октября 1941 г.) и т.д.

К сожалению, в нашей массовой пропаганде этот огромный человеческий подвиг, это ЧУДО НА ЛАДОГЕ "замылили" трафаретными словами. А надо "обжигать сердца" молодежи суровой, и подчас жестокой правдой, вызвать эмоции сопереживания и гордости за трудовой подвиг, совершенный всеми, кто имел отношение к ней. Сегодня нам надо соотнести своё нынешнее (более - менее) сытное благополучное существование с тем подвигом человеческого духа, совершенным в годы блокады на "Дороге жизни"!!

Во взрослую жизнь за эти десятилетия вошли несколько новых поколений, и очень многие сегодня не понимают принципиального различия между дорогами "жизни" и "победы". "Дорога жизни" потому и названа самими ленинградцам так, ибо она спасала от голодной смерти всех ленинградцев: - стариков, женщин, детей, зрелых людей, в том числе и 500 тысячную группировку войск Ленфронта, ибо были периоды, моменты, когда продовольствия в городе оставалось на 2-3 дня. Каждый грузовик с продовольствием, прибывший из Кобоны, каждый корабль и баржа из Новой Ладоги, спасали тысячи и десятки тысяч жизней. Без ладожской коммуникации спасение Ленинграда было бы невозможно. Её значение в спасении Ленинграда были вынуждены признать даже гитлеровские генералы. "Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, - писал фельдмаршал Э. фон Манштейн. - Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро - летом с помощью судов, зимой по построенной по льду дороге".45

Председатель ГКО СССР И. Сталин неоднократно указывал А.А. Жданову и руководству Ленфронта на ненадежность "Дороги жизни", как стратегической коммуникации. Ведь только ‘чудо” спасало ее от гибели после взятия немецкими войсками в ноябре 1941 г. Тихвина, когда на время прекратилось снабжение города, сухопутный обходной отрезок дороги удлинился почти вдвое. А если б немцы взяли Волхов и соединились с финнами на Свири. Поэтому, как только 18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду, и появилась возможность прокладки более надежной железнодорожной коммуникации для сквозного проезда поездов с Большой земли в Ленинград, ГКО СССР принял решение о срочном сооружении железнодорожной магистрали Поляны – Шлиссельбург. Эта дорога была построена за рекордные 17 дней. 7 февраля 1943 г. легендарная паровозная бригада старшего машиниста И.П. Пироженко со ст. Волховстрой привела в Ленинград первый сквозной эшелон с продовольствием.

Почему эта магистраль получила гордое имя: ‘Дорога победы”. Да, потому что за год ее функционирования с февраля 1943 по февраль 1944 гг. она позволила доставить в Ленинград втрое больше грузов, чем по "Дороге жизни". Значительная часть грузов составляло вооружение, боеприпасы, топливо для танков и самолетов, личный состав войск. Эти вооружения и войска стали решающим условием январской Ленинградской победы 1944 г. Войска Ленинградского фронта в январе 1944 г. в ходе стратегической наступательной операции "Январский гром" сумели разгромить, а затем и отбросить на юго - запад немецкие дивизии, осаждавшие Ленинград, и тем самым, освободить город от оков немецкой осады.

С тех пор, ежегодно, 27 января мы празднуем день Ленинградской победы!

 

9. ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПАРТИЗАНСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ОБОЗ

В голодное весеннее время 1942 г. от колхозников Порховского, Дедовичского и Белебелковского районов Партизанского края в Ленинград пришёл продовольственный обоз с 3-мя тысячами пудов муки, мяса и масла, спасший жизни десятков тысяч ленинградцев.

Жители Партизанского края с тревогой следили за героической борьбой ленинградцев с осадившим их врагом. Было известно, что ленинградцы переживали тяжелые времена блокады. В феврале 1942 г. на расширенном совещании командно-политического состава партизанских отрядов совместно с руководителями районных партийных организаций, на котором было заслушано сообщение начальника партизанского отдела Северо-Западного фронта А. Н. Асмолова о военно-политическом положении в стране и блокадном Ленинграде, комиссар партизанской бригады С. А. Орлов предложил обратиться к населению партизанского края с призывом послать для ленинградцев обоз с продовольствием. Участники совещания поддержали предложение комиссара.

Ответственность за сбор продовольствия была возложена на оргтройку Дедовичского района. “После совещания, — вспоминает председатель этой оргтройки А. Г. Поруценко, — я сразу же послал в деревню Круглово ординарца Толю Шеборшина с запиской к E. M. Петровой и В. И. Лильбоку, в которой кратко сообщал о принятом решении и просил, чтобы они, не дожидаясь меня, связались с сельсоветами, секретарями парторганизаций и начали работу”.46

Было принято также решение направить в Центральный Комитет и в Ленинградский обком ВКП(б) письма, в которых рассказать о жизни в Партизанском крае, о том вкладе, который вносит его население борется с немецкими оккупантами. Население края поддержало решение послать письма в партийные органы, а также обоз с продовольствием для ленинградцев. В колхозах, сельсоветах, в отдельных деревнях (напомню, в Партизанском крае функционировали органы советской власти), всюду проходили собрания и митинги, на которых колхозники ставили подписи на страницах школьных тетрадей под текстом письма в ЦК партии и в Ленинградский обком ВКП(б).

Колхозники привозили на сборный пункт помощь все, что могли: кто - мешок пшеницы или куль ржи, кто - ведро крупы, кто - тушу мяса или банку меда. С большой опасностью для жизни колхозники, проживавшие на оккупированных территориях, минуя вражеские кордоны, доставляли продовольствие на партизанскую базу в деревне Нивки Дедовичского района. Здесь было собрано более 3 тысяч пудов продовольствия. Колхозники Дедовичского района снарядили для доставки продовольствия ленинградцам 161 подводу, Белебелковского района — 37, Ашевского и Поддорского районов — 25 подвод.47.

Была сформирована делегация, которой было поручено доставить продовольствие ленинградцам и вручить письма ЦК и Ленинградскому обкому ВКП(б). Она должна была и передать в фонд Красной Армии 127 тысяч рублей, собранных населением Партизанского края. В состав делегации вошли 12 партизан и 10 колхозников: А. Г. Поруценко (руководитель делегации), партизанка - разведчица Е. И. Сталидзан, комиссар отряда И. А. Ступаков, прославленный партизан-пулеметчик М. С. Харченко, председатель Станковского сельсовета В. А. Егоров, колхозницы А. П. Александрова, Т. М. Маркова и другие.48

5 марта 1942 г. из деревни Нивки начали свой путь 223 подводы, разделенные на 7 групп. Среди возчиков-добровольцев было 30 женщин49. Проводить обоз пришли представители командования бригады, колхозники окрестных деревень. Обозу предстояло пересечь линию фронта, которая проходила через непроходимые Рдейские болота. Безопасный переход через фронт обозу обеспечивали 2 партизанских отряда, заблаговременно выдвинутые к линии фронта. Двигаться приходилось только ночью. Однажды вражеские самолеты обстреляли деревню Березняки, где обоз остановился на дневку. Загорелось 2 дома. Но ни возчики, ни охрана обоза, ни население деревни, своевременно предупрежденное о необходимости соблюдать меры предосторожности, ничем не демаскировали спрятанные подводы.

15 марта 1942 г. обоз подошел к линии фронта и до вечера укрывался в лесу. Ночью по сигналу ракеты партизанские отряды, заранее ознакомленные с участком обороны врага, оттеснили оборонявшийся здесь немецкий батальон и образовали свободный коридор шириной в полтора километра. В него и устремился обоз с продовольствием. Партизаны успешно отбили контратаки прибывшей к Холму немецкой пехоты. Почти всю ночь сохранялся коридор, по которому без потерь прошел весь обоз. Несколько раненых бойцов охраны были немедленно отправлены в армейский госпиталь.

За линией фронта продовольствие с подвод перегрузили на грузовые автомашины. Делегация Партизанского края была доставлена на станцию Всеволожская. Здесь её торжественно встречали руководители Ленинградской обороны: секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), руководитель областного партизанского штаба M. H. Никитин, 1-й секретарь Ленинградского горкома партии А. А. Кузнецов, председатель Ленгорисполкома П. С. Попков, председатель Леноблисполкома Н. В. Соловьев, и заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР А. Н. Косыгин.50

По прибытии в Ленинград делегация вручила секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову письма от партизан и населения Партизанского края и чек на 127 тысяч рублей, которые были собраны в фонд Красной Армии и сданы в Валдайское отделение Госбанка СССР. Затем делегацию тепло встретили представители героического города и его защитники – бойцы Ленфронта.51

В конце апреля партизанская делегация возвратилась с ответным письмом ленинградцев жителям Партизанского края, в котором ленинградцы сердечно благодарили их за братскую помощь!

А 16 марта 1942 г. в передовой статье главной газеты страны - “Правды”, было отмечена самоотверженность жителей  Партизанского края, снарядивших и доставивших продукты героическому городу,: - ”Навсегда останется в памяти волнующая картина этих 200 подвод, которые по глухим дорогам, с величайшей опасностью для жизни возчиков, безвестных  колхозников, везут продовольствие для братьев в Ленинград”.52

В память об этом подвиге жителей Партизанского края в Ленинградской области установлена региональная памятная дата – “29 марта - День партизанской славы Ленинградской области”. Это для того, чтобы потомки помнили!!

10.  …ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЭПИДЕМИЙ…

Одна из малоизвестных героических страниц блокады - борьба городских властей с эпидемиями и болезнями. Из мировой истории известно, что длительная осада военных крепостей и городов всегда сопровождалась массовыми эпидемиями.

Руководство Ленинграда , его надзорные санитарно - эпидемиологические органы сумели предотвратить неизбежные при любой военной блокаде эпидемии. Городские санитарные службы научились не только успешно бороться с цингой, главным спутником плохого питания, но и не допустили распространения холеры, брюшного и сыпного тифа, практически, сразу сводя небольшие вспышки этих болезней к минимуму.

С помощью органов милиции удалось развернуть в городе сеть санпропускников, эффективная работа которых сыграла решающую роль в выявления больных и локализации распространения заразных заболеваний.

Это было настоящее чудо: в течение всей блокады в Ленинграде не было зафиксировано ни одной серьезной вспышки какого-либо инфекционного заболевания.

Благодаря экстренным мерам и проведенным санитарным мероприятиям в городе удалось предотвратить массовые заболевания населения, и в особенности, сыпным тифом. Мало того, заболеваемость в осажденном городе даже снизилась по сравнению с ещё мирным 1940 г. Уровень заболеваний в 1942 г. к уровню 1940 г. был даже ниже. Согласно статистического отчёта Ленинградского городского отдела здравоохранения от 5 января 1942 г., в 1940 г. брюшным тифом переболели 143 ленинградца, а в 1941г. – на 29 человек меньше. В 1940 г. дизентерию перенесли 2086 человек, а в 1941 г. – 1778, более чем в 2 раза сократилось количество случаев заболевания скарлатиной, дифтерией и коклюшем54. В 1943 г. в Ленинград, впервые, не было отмечено ни одного случая смерти от кори. Показатели смертности от скарлатины, коклюша, дифтерии, гриппа, цереброспинального менингита после подъема в 1942 г. упали в 1943 г. до уровня более низкого, чем в довоенные годы. Вся смертность от остроинфекционных заболеваний в 1943 г. понизилась до 14,2 случаев на 10 тыс. населения против 20,0 - в 1941 г.  и, наконец, против 159,9 - в 1942 г. 55Дмитрий Лихачев в своей книге мемуаров “В блокадном Ленинграде” в связи с этим писал: “... удивительно – эпидемий весной не было!?“53

Несмотря на то, что все морги, подвалы госпиталей, больниц и домов зимой 1941- 1942 г. были завалены трупами умерших от голода ленинградцев, (ибо не хватало сил и средств доставить их на кладбища и захоронить там), несмотря на то, что в первую холодную блокадную зиму 1941 -1942 гг. во всех домах замерзла канализация, городские власти Ленинграда не допустили массовых эпидемий. А ведь, опасность была реальной и её многие чувствовали, буквально, сердцем… Так, Ольга Берггольц, находившая весной 1942 г. в командировке, в Москве записывает в своём дневнике от 23 марта: Начнется весна — боже, там ведь чума будет”.55.0

Решающую роль в борьбе с эпидемиями сыграли весенние общегородские субботники и воскресники 1942 г., когда на очистку подъездов, подвалов, дворов, улиц и проспектов от оттаивающих из-под снега трупов, бытового мусора и грязи, вышел весь Ленинград, почти 800 тысяч его жителей.

11 февраля 1942 г. была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия во главе с председателем Ленгорисполкома П. С. Попковым. Исполком горсовета принял решение (No 65, 5) “О мобилизации населения в порядке трудовой повинности на работы по очистке дворов, улиц, площадей и набережных г. Ленинграда”. Уборка началась 27 марта и закончилась лишь 15 апреля 1942 г.

Руководители города, секретари райкомов и председатели райисполкомов знали, что сделать это необходимо во имя спасения города от эпидемий и болезней, которые неминуемо пришли бы с весенним теплом. Но жителей города, ослабевших за трудную, голодную зиму надо было мобилизовать на субботники. Надо было найти такие аргументы и слова, чтобы они, высохшие, вялые от слабости, (похожие на “призраков”), смогли выйти на улицу и принять посильное участие в этих субботниках. И не только выйти, но и справиться с гигантским объемом работы - вручную, без механизмов и машин.

“Ключ” к пониманию этого уникального трудового подвига ленинградцев помогает нам “найти” блокадница Рада Грановская. В своем интервью, данном в январе 2021 г., она упоминает о мобилизующей роли Ленинградского радио и любимого ленинградцами диктора Ольги Берггольц, о том, как весной 1942 г. она обратилась к своим слушателям: - Дорогие друзья, нам нужна ваша помощь. Всех. Дело в том, что блокада не в первые в мире. В других странах это бывало когда-то, и там после блокады были тяжелейшие эпидемии, поэтому мы говорим так: возьмите детский стульчик, спуститесь на улицу и уберите полметра вокруг себя. А если будут трупы — зовите милиционеров, они вывезут. И вот мы так недели две ходили и вокруг себя все убирали, и у нас не было никакой эпидемии”.

Они и не предполагали, что сумеют ЭТО сделать, что осилят ЭТО! В течение нескольких весенних недель они прибрали город, навели в нём образцовый порядок. Результаты этой работы тогда вызывали изумление у самих же ленинградцев. “И город был таким чистым, - восклицает Рада Грановская, - что ни до, ни после я не видела такой чистоты“.55.1

В самом начале - 15 марта 1942 г., в массовых работах по очистке города участвовало более 100 тыс. человек. Улицы и площади оставались под толстым слоем снега и льда, доходившим до полуметра толщиной. По обочинам трамвайных путей сколотый лёд образовал валы толщиной выше человеческого роста.

Горисполком своим решением мобилизовал с 27 марта на очистку города все трудоспособное население. В этот день на уборку вышли 143 тыс. человек, 31 марта – 304 тыс., а 4 апреля — свыше 318 тыс. человек. К 15 апреля было очищено свыше 3 млн квадратных метров улиц и площадей и более 12 тыс. дворов, вывезено за город около 1 млн т нечистот, мусора, снега и льда. При этом было собрано и захоронено около 13 тыс. трупов.

 Основную массу снега и мусора вывезло само население на санках, тележках, на листах фанеры и старого кровельного железа.56 Это позволило с 15 апреля 1942 г. пустить по улицам города 5 маршрутов пассажирского трамвая, связавшего дальние районы города с центром.

По воспоминаниям современников это был настоящий праздник, особенно, когда по Невскому проспекту, очищенному от глыб льда, пошел первый трамвай. Как писал поэт Н.С. Тихонов, “люди бросили работать, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон и плакала, и не скрывала этих слез“.57

И ЭТО, ТОЖЕ, ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ ДУХОВНОГО БЛОКАДНОГО ПОДВИГА ЛЕНИНГРАДЦЕВ.

 

11. О ЛЕНИНГРАДСКОЙ СКРОМНОСТИ …ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО...

У Ольги Берггольц есть стихи, которые указывают на то, что ленинградцы не выпячивали перед страной свои страдания и лишения. В этой скромности проявилось их настоящая ленинградская интеллигентность и подлинное человеческое величие.

Наряду с блокадными стихами О. Берггольц, я внимательно прочитал хранящуюся в Ленинградском областном государственном архиве в Выборге переписку курсанта Ленинградского военного училища, (эвакуированного в 1941 г. в Кострому), Коли Соловьёва, с матерью, проживавшей в блокадном Ленинграде. И в их переписке я обнаружил эту черту, присущую ленинградскому характеру черту- скромность. В письмах его мамы, дяди, а также его подруги не было ни жалоб, ни слёз на невероятные лишения и трудности, которые они испытывали. Ни единым словом они не выдали ему тот ужас голода и холода, бомбежек и артналетов, который они переживали в осаждённом городе.

Ленинградцы не хотели тревожить ни своих родственников, воевавших на фронте, ни Советское Правительство, ни огромную воюющую страну, понимая, что идёт страшная война и всем трудно! Сжав “зубы”, они мужественно переносили все тяготы и невзгоды блокады!

Об этом и писала ленинградская поэтесса в стихах, - что наступит время, и вся страна узнает всю страшную правду о блокаде.

После полного снятия блокады в январе 1944 г. страна узнала эту правду.

Её мы, вот уже почти 80 лет не можем забыть!

 

12. О МЕЖДУНАРОДНОМ ЗНАЧЕНИИ ПОДВИГА ЛЕНИНГРАДЦЕВ

Осажденный врагами, но не сдавшийся им, Ленинград, словно герой горьковского рассказа |Данко, “вырвал” из своей груди пылающее ненавистью к врагу “сердце” и осветил порабощённым европейским народам, как “факелом” путь борьбы с бесчеловечным нацистским рейхом. Притихшие от ужаса европейцы, устыдились своего страха, парализующего их волю к сопротивлению! И они вступили на путь смертельной борьбы за то, чтобы на смену бесконечной “ночи людоеда’- нацистского оккупационного порядка, пришла ‘заря” свободы. “Проснулась” совесть у французов, позорно сдавших Париж фашистам, и родилось европейское движение Сопротивления. От фашистского сна “проснулись” итальянцы и сбросили в 1943 г. ненавистное иго фашистского диктатора Муссолини; развернулась антифашистская война в Греции и Югославии.

Подвиг Ленинграда вдохновил на борьбу с фашистами жителей Лондона, подвергавшихся с сентября 1939 г. варварским немецким бомбардировкам. Лондонское радио в январе 1943 г. сообщало своим слушателям, что своим мужеством и самоотверженностью ленинградцы и солдаты, оборонявшие город, "вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией".58

Великобритания и США убедились в надёжности СССР как союзника в войне с нацистской Германией и создали вместе с ним Антигитлеровскую коалицию. Конгресс США принял решение о распространении на СССР условий поставок по ленд-лизу наряду с Великобританией, а затем и о вступлении в войну против Германии на стороне Антигитлеровской коалиции. Президент США Ф. Рузвельт, в мае 1944 г. наградил своей Почётной грамотой Ленинград "в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые ... несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от голода, холода и болезней, успешно защищали свой любимый город... и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивлявшихся силам агрессии".59

Подвиг ленинградцев и их защитников был высоко оценен Родиной. Свыше 1 млн солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, а около 600 человек стали Героями Советского Союза. Около 1,5 млн жителей Ленинграда и воинов Ленфронта были награждены специально учрежденной медалью "За оборону Ленинграда". 430 тыс. горожан были отмечены знаком "Житель блокадного Ленинграда".60

 

13.ПОДВИГ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ГЛАЗАМИ ГЕРМАНСКИХ НАЦИСТОВ

Как не покажется странным, подвиг Ленинграда получил высокую оценку и со стороны главарей гитлеровской Германии. Требовавшие уничтожения Ленинграда в начале войны против СССР, в конце войны - они ставили своим подчинённым в пример успешную и упорную оборону Ленинграда.

Так, в январе 1945 г., на одном из совещаний в своей Ставке, Гитлер, раздраженный тем, что его генералы не проявляют должной стойкости при обороне немецких городов от наступавшей Красной Армии, заявил: "Если у нас кто-нибудь начнет ныть, то я могу лишь сказать: представьте себя в положении русских в их ситуации в Ленинграде".61

А в феврале 1945 г., когда Красная Армия вышла к реке Одер и перед нацистами встала задача защиты Берлина, Гиммлер, назначенный фюрером на пост Командующего группой армий "Висла", рассылает командирам своих дивизий документ под грифом "секретно". Документ этот назывался: "Советские мероприятия по успешной обороне Ленинграда".62 Он потребовал, чтобы немецкие генералы взяли за образец советские мероприятия по успешной обороне Ленинграда. Это, хоть и косвенная, но все же высокая оценка врагом стойкости ленинградцев.

Категория: Беседы с историком Геннадием Москвиным | Добавил: nanashvzgliad (22.03.2023)
Просмотров: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: