"НА НАШ ВЗГЛЯД"
             
            ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Выпуск №4(20) декабрь 2013 года. Рубрика "Наш взгляд на искусство"

«Сталинград ─ 2013»: бордель или война?

   Современный кинематограф, изобилующий достижениями компьютерных технологий, всё больше отдаляет психологическую и историческую достоверность образов и сюжетов от рисуемой режиссёром мультяшной картинки. И в самом деле, очередной разрекламированный шедевр Фёдора Бондарчука, действующие лица и исполнители (во главе с мэтром) которого вот-вот зашагают по ковровой дорожке в Лос-Анджелесе, больше напоминает мультипликационный фильм для взрослых.



   Вкратце смысл этого «глубокого» произведения хочется изложить следующим образом: ожесточённая битва под Сталинградом ─ всего лишь фон, мешающий нереальной любви и жарким утехам гламурной русской девушки Марии и гауптмана, а также «магическим ритуалам» амурного треугольника: «капитан Громов ─ рядовой Сергей Астахов ─ Катя (жительница одного из уцелевших домов)». Целью оставшихся в живых разведчиков является яростная защита единственной обитательницы временного укрытия для русских солдат, которые без конца демонстрируют свои чудо-способности. Особенно поразила сцена потрошения Громовым трупа (дабы при помощи останков притвориться мёртвым) ─ с обмазыванием лица кровью, с куска- ми извлечённых органов!.. Ну просто фильм ужасов в лучших традициях Голливуда! И даже брошенная немцем в паре метров от смекалистого командира граната не стала препятствием для ликвидации захватчиков, одного за другим: красноармейцу всё нипочём ─ встал и побежал. Голливуд отдыхает…
   У немцев же задачи в экшене более многогранные: кому-то вкусно поесть, попить шампанского и цирюльника помучить постоянным бритьём; ну, а кому-то свою половую нужду скорее справить, да жертву принести Богу ─ Гитлеру.
Фильм богат словами, сценами и выражениями, предназначенными далеко не для ушей и глаз детей 12+. Уже первая реплика-откровение русского спасателя в Японии о том, что у него было пять отцов, ─ в контексте нынешней реальности ─ сразу наводит на размышления, совсем не связанные с военными подвигами. Основным мотивом для оккупантов отбить прибрежный дом (единственное препятствие на пути фашистов к Волге и к Индии) стали шестирукие индийские проститутки, грёзя которыми, по словам капитана Вермахта, подчинённые должны рваться в бой.
   В одном из эпизодов сержант Чванов (неведомо какой по счёту «папуля») дал весьма нелестную характеристику нес- частной девушке Кате: мол, она «блаженная» ─ бери и пользуйся. Пожалуй, эдакое мнение можно назвать вполне оправданным, поскольку мадам, едва освободившись от пылких объятий и лобызаний командира разведгруппы, хорошенечко поплескавшись в ванной, уже признавалась в любви разведчику Тюте.
   О Марии, почему-то носящей нижнее бельё кроя 2013, даже говорить страшно! Судя по её холёному внешнему виду, грациозному возлежанию голышом подле любовника-немца, чувствовала она себя прекрасно, и была вполне довольна тем, что совмещает приятное с полезным ─ и неголодна, и физически обихожена. В общем, заокеанские зрители и почитатели славянской красоты из некоторых стран Азии, посмотрев блокбастер, наверное, будут называть русских женщин не традиционными «Наташами», а Машами да Катями. Позор, одним словом.
   Если говорить о сценарной структуре фантасмагории «Сталинград», идея фильма, крайне нужная и благородная, просто напросто едва уловима. Создаётся впечатление, что тема, проблематика и события, происходящие в картине, вплоть до пролога и эпилога, сводятся к действиям лишь нескольких героев ─ капитана Петера Кана, Маши и Кати. Абсурд в том, что к бедному влюблённому, ранее потерявшему жену, фашисту, начинаешь испытывать сострадание и симпатию. Подобная эмоциональная аберрация является следствием сумбура в поступках и взаимоотношениях между персонажами, в диалогах, кажущихся какими-то алогичными, напрочь лишенными смысла, и бессодержательными. В картине сложно вычленить поэлементную последовательность фабулы, то есть завязка кажется бесконечной, кульминация ─ незаметной, развязка ─ ожидаемой.
   Грешно не отметить душещипательную титульную сцену, в которой солдаты, идущие в бой и облитые бензином, создают впечатление бегущих трусцой участников труппы мазохиста Хаввэ Фьелла (человека, яко- бы не чувствующего боли) отмечать Хэллоуин, по дороге устраивающих шоу с поджогом вражеских оккупантов.
   Трудно сказать, что эпопея Ф. Бондарчука ─ творение, способное пробудить в молодёжи патриотизм и подвигнуть на великие свершения… На ум приходит небольшой ролик, показанный по телевидению, о подвиге майора Сергея Солнечникова: командир линейного батальона связи Восточного военного округа, после неудачного броска срочником гранаты РГД-5 на учении, взрыв которой мог унести жизни других сослуживцев, закрыл боевой припас своим телом. Поступок офицера ─ верх мужества, человеколюбия, героизма. Вот он ─ плацдарм для съёмок. Абсолютно верно подметила девушка, написавшая комментарий: «Убеждена, что фильмы о войне должны быть основаны на реальных событиях или на основе великих произведений о войне («Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину» и т.д.). Потому что их написали фронтовики, которые своими глазами видели ужасы войны!» И, правда, сколько гордости за Отчизну можно испытать, посмотрев советские военно-патриотические фильмы.
   Единственное, за что можно похвалить высоко бюджетную «военную драму», ─ это музыкальное сопровождение: композитор Анджело Бадаламенти и красивый голос оперной певицы Анны Нетребко.


Виктория Смирнова
Категория: 2013 год | Добавил: nanash-vzgliad (28.12.2013)
Просмотров: 559 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: