"НА НАШ ВЗГЛЯД"
             
            ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Выпуск №3(19) апель 2013 года. Рубрика "Творчество читателей""

ИСТОРИЯ НЕВСКОГО КРАЯ

   Продолжаем публикацию исторического экскурса А.А.Капустина, начатую в №18. Несколько слов об авторе…



  Алексей Алексеевич Капустин родился в г. Тихвине Ленинградской области в 1952 году, с раннего детства проживал в Ленинграде, учился, работал , вершиной карьеры стала должность Генерального директора молочного завода «Роска» , ныне предприятие «Балтийское молоко», в которой находился 9 лет. Неуемной страстью на протяжении всей жизни является краеведение и изучение истории возникновения Руси. Собирая крупицы информации, автор много ездил по Ленинградской области, добирался до музеев Норвегии, Швеции и Финляндии. Автор твердо стоит на позиции славянистов и убежден в доминирующей роли Новгородской Руси в истории средневековой Европы, а также в опережающем развитии северного княжества в сравнении с соседями. Интересные находки в заповеднике «Старая Ладога» подтверждают это. Санкт-Петербург, а не Москва, ныне уникальная территория, где сохранился дух основателей Руси, тех, кто основал Новгородское княжество и владычествовал веками на Балтике. Алексей Капустин - автор четырех художественно-публицистических произведений, в том числе сборника повестей «Служу Советскому Союзу» и дилогии «Ладожская Русь». В настоящее время А.А. Капустин с единомышленниками образовали казачье общество «Балтийская Линия», в составе которого действуют более сотни казаков города.


Глава вторая

КНЯЗЬ РЮРИК


   Обстановка в славянских землях усугубилась с появлением в устье Невы морских охотников за добычей, норманнов. Это беспокойное племя древних германцев, поселившихся на территории нынешней Швеции, пыталось колонизировать богатый край, нанималось в войско славянских вождей, накладывало дань на славянские и прочие поселения. Возмущенные славяне порой объединялись и изгоняли врага за пределы своих владений, но отсутствие единого руководства, междоусобные настроения мешали слаянам и их историческим союзникам, местным племенам, объединиться в борьбе с внешним врагом.Известно, что славяне были весьма искусны и стойки на поле брани в единоборствах, умели изготавливать лучшие по тем временам боевые луки и слыли меткими стрелками, но не ведали строя и навыков организованного боя, чем невыгодно отличались от норманнов, применяющих в войне более эффективные приемы и маневры. Более организованные заморские воины практически всегда выходили победителями в сражениях и обложили прибалтийские племена данью. Однажды терпение славян лопнуло, и народ славянский изгнал варягов со своих земель. Но все понимали, что пройдет какое-то время и варяги опять вернутся, но уже с большим войском. Нужна была постоянная сила, способная противостоять насильникам, и какое-то общее управление. После многих бесплодных попыток установить единую власть племенная элита славян, карел и чуди, проживающих в анклаве, вспомнив завещание старейшины Гостомысла, приняла решение обратиться за помощью к прибалтийскому племени русов, чьи корни были родственны славянам. Дело это было не новым, во все времена подобная ситуация имела место во многих уголках земли. Тут главным было не ошибиться в выборе покровителя. Такое и теперь в мире не редкость, мирные народы, стремящиеся к созидательному труду, ищут защиты в союзах. Я уже упоминал, что идею подсказал славянам новгородский наместник Гостомысл, который, чувствуя приближение кончины и не имея наследников, решил при- звать на славянские земли своих потомков, живущих на юге Балтики. По данным Иоакимовской летописи, перед своей смертью (844 год) Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей острова Руген, для соблюдения династической преемственности. В Воскресенской летописи XVI века сообщается, что варягов из Пруссии призвали по совету именно Гостомысла: «...И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житiе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ ...»  
   Вняли старейшины племен славян, води и карел завету Гостомысла только после его смерти. Почти два десятилетия не могли они избрать другого старейшину и погрязли в сварах и распрях, проливая почем
зря кровь. Воспользовавшись отсутствием согласия среди славян, вновь участили свои набеги на их земли алчные соседи. В конце концов, ряд старейшин, обсудив сложившуюся ситуацию, отправились на остров Рюген и через верховных жрецов русов добились встречи с вождем Рюриком. Радзивиловская летопись трактует обращение послов и итог их миссии следующим образом: «И не бе в них правды, и восташа род на род, и быша в них усобици, воевати почаша сами на ся, и реша сами в себе: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и рядил по праву». И идоша за море к варягам к руси, сице бо тии звахуся варязи русь... Реша руси чудь, и словене, и кривичи, и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. До поидете у нас княжити и володети». И избрашася 3-е братья, с роды своими, и пояша собе всю русь, и приидоша к словеном первое, и срубиша город Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий сиде у нас, на Белеозере, а третий Трувор в Изборьску. И от тех варяг прозвася Руская земля, Новгород. Тии суть людие новгородци от рода варежска преже бо бе. По двою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и приа всю власть Рюрик один, и пришед ко Илмерю, и сруби городок над Волховом, и прозва Новгород, и седе ту княжа, раздая волости мужем своим, и городы рубити: овому Полтеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом находници суть варязи, а первии населници в Новегороде словени, в Полоцку кривичи, в Ростове меряне, в Белеозере весь, в Муроме мурома, и теми всеми обладаше Рюрик. И бяста у него два мужа... и поидоста по Днепру (и захватили Киев – Авт.)... и начаста княжити польскою землею, Рурику же княжещю в Новегороде».
   Дело в том, что к моменту прихода послов, у самих русов складывалось отчаянное положение. Обуянные яростью и благословленные римским папой войска Священной Германской империи стремились колонизовать прибалтийские земли и все народы ввергнуть в католическую веру или уничтожить. Сила их была так велика, а ресурсы столь мощны, что русы постепенно начали покидать родину, чтобы не разделять судьбу народа пруссов, поголовно уничтоженного крестоносцами. Часть родов уже перебралась в Скандинавию и стала известна миру, как викинги. Смешавшись с местными племенами, они избрали себе других Богов, хотя по-прежнему оставались очень похожими на русов. Недолго раздумывал князь Рюрик. Предложение ладожан было весьма своевременным и отвечало чаяниям вождей русов.
   С точки зрения славян, обращение именно к русам было вполне обоснованным. Это воинственное племя проживало в междуречье Немана и Вислы, а также на острове Рюген в южной части Варяжского моря. Находясь в постоянной войне с германцами, которые после падения Римской империи организовали активную экспансию на Восток, русы обладали огромным боевым опытом, и у них была развитая система управления государством. Важным аргументом за образование племенного союза явились схожесть языков, веры и традиций. Одним словом, русы не были чужаками для славян, а, скорее братьями. Русы, или по некоторым современным источникам, руги, были в те далекие времена известны всей Европе, следы их пребывания встречаются на берегах Дуная, Балканах, Карпатах и Италии, достоверно известна история Тмутараканского русского княжества. Еще задолго до образования Киевской Руси на остро ве Рюген, расположенном в Варяжском море, была большая община профессиональных воинов, которые не сеяли и не пахали, а добывали средства для существования исключительно мечом. Все, что нужно для обеспечения жизни, делали рабы или добывалось путем сбора дани. Рус от рождения понимал, что не что иное, как собственный меч, не принесет ему славы и достатка. А это, и многое другое, можно было добыть только через битвы. Оказавшись на пограничье между югом Европы, где властвовали германцы, и севером, где расселились славяне и коренные северные народы, русы исполняли роль защитников восточной части континента от агрессии южан, разумеется, не бесплатно. Единственное, что русы не доверяли никому делать, это изготовление оружия и кораблей, тщательно оберегая секреты мастерства. Постоянные тренировки с оружием, постижение секретов искусства боя воспитывали в русах совершенную гармонию духа и тела. Боюсь, что наши предки по части развития духа были куда как выше современных людей, ведь сила настоящего воина не в мышцах, а в сердце.
   Через некоторое время с южного берега Варяжского моря к берегам Гарда
рики отправилась флотилия драккаров. Возглавлял этот караван внук Гостомысла, конунг Рюрик. На кораблях этих находились не только воины, но и члены их семей, а также всякий скарб, необходимый на новом месте. Забегая вперед, скажу, что через некоторое время земля русов опустела вовсе, одни ушли в литовские леса к ятвягам, другие отправились еще дальше, на Днепр, многие ушли на север, к норвежским фиордам, но значительная часть русов поселилась на берегах озера Нево. О чем думал князь, стоя на крутом берегу широкой реки и внимательно осматривая окрестности? Тихо и привольно окрест, редкие чайки, кружась над ленивыми волнами медленно текущей воды, радовали сердце приморского жителя. На стрелке слияния двух рек гомонили воины, хлопали на ветру ослабленные снасти драккаров, уставившихся безмолвными грифонами на противоположный берег, поросший высоким лесом. На лесных прогалинах виднелись курганы, под которыми вечным сном спали знатные славянские воины. Ну, здравствуй, новая земля! Чувства Рюрика были совсем иными, чем те, какие он испытывал прежде, вступая на чужую землю во главе хирда, готового по его сигналу уничтожить все живое, что встретится на пути. Тут теперь жить и жить долго, веками!

   Резиденцией варягов-русов стало поселение на берегу Волхова, получившее имя Альгейдоборг, а само озеро стало называться Альдога. От берега Альдожки до самой Малышевой горы протянулась Варяжская улица, застроенная по обе стороны дворами прибывшими из-за моря русами. Пройдет какое-то время, и мир узнает имя Ладога, образовавшееся от первоначального названия поселения и озера, таким оно дошло и до наших дней. Согласно текстам летописей, Рюрик прибыл в Ладогу со своими ближайшими сородичами, Синеусом и Трувором. Один из них сел воеводой в граде Белозеро на землях веси, а другой в граде Изборске в центре земли чудской.
   Конунг Рюрик и его помощники за дело взялись основательно и с выдумкой, используя накопленные знания и опыт, ведь дело касалось обустройства на века на новом месте. Вступив в княжение, Рюрик привел к присяге весь приладожский народ. Но не все прошло гладко. Наславянской земле были и такие, кому пришлось не по душе появление Рюрика. Один из князей ильменских славян, Вадим, не признал власти Рюрика и выступил против него с ратью, однако вновь прибывшие новоселы показали, что время дискуссий закончилось, и наголову разбили войско бунтовщиков. Сам отчаянный предводитель, сложил в сече буйную голову, но остался в памяти народной. Как видно из этого факта, не сразу и не все славяне признали Рюрика, но что сделано, то сделано, и жить пришлось по-новому. А новин появилось множество. Рюрик направив свои дружины в Белозерск и Изборск, заложил там крепостицы-остроги, обложил данью все племена, оставив свободными славян, ввел жесткие правила торговли, воинской повинности и систему единоличного управления с элементами демократии – народным вече.
   Слияние двух сильных племен славян и русов происходило вполне органично и безболезненно. Им не приходилось конфликтовать по поводу веры – она была единой, а традиции и обычаи не были так уж категоричны, чтобы стать причиной раздоров на этой почве. Основополагающим фактором в укреплении правопорядка в стране стал суд, который был понятен, суров и справедлив. Над бескрайними просторами нового государства взвился стяг с изображением атакующего сокола – родового тотема рода Рюрика, который впервые ладожане узрели на парусах драккаров русов. Да, да, дорогой читатель, стилизованный трезубец, который является основным элементом герба Украины, и есть тот самый сокол Рюрика, а не какой-то трезубец. Как и почему он там появился и на что указывает, это отдельная история, мы же продолжим следить за своими делами, точнее за делами Рюрика. Как и когда наша страна стала называться именно Русь, точно никто не установил, но то, что именно 862 год от рождества Христова по современному летоисчислению стал годом рождения нашего государства, сомнению не подлежит. Именно Северная Русь стала первоосновой государства, которое ныне называется Российская Федерация, и первой его столицей по праву следует считать Ладогу. Это теперь берег, где высадились русы, представляет собой маленький тихий поселок, раскинувшийся на плоской равнине левого берега Волхова, но 1150 лет тому назад там кипела настоящая жизнь. Построенные в короткий срок крепость, верфь и добротные причалы мгновенно превратили небольшое поселение в настоящий город, в котором обосновались кузнецы, корабелы, оружейники и купцы или, правильнее сказать, гости. В ближайшие три года дружины Рюрика успешно отразили несколько разбойничьих вылазок со стороны немирных финнов и норманнов, вздумавших по привычке поживиться рабами и товарами на славянской стороне. Убедившись, что все идет по плану, князь Рюрик решил двинуться дальше и с приходом весны с многочисленной ратью, оставив в крепости Альгейдоборг крепкий гарнизон, двинулся в верховья Мутной к озеру Ильмень, где стояло древнее городище. По мнению Рюрика, там следовало создать новую столицу государства. Если ты, читатель, посмотришь на карту, то согласишься, что решение Рюрика вполне обосновано. Ладога все-таки располагалась на краю земли и при всем её значении не могла решить главный вопрос – продовольственный. В лесном краю существовала проблема хлеба, немногочисленные пахотные земли и суровые природные условия не могли способствовать удовлетворению растущего спроса в главном продукте питания людей и фураже для конницы. Новый город, расположенный намного южнее и имеющий многочисленные выходы в хлебные края, мог стать залогом успеха в решении стратегической задачи, но, возможно, не только это обстоятельство подтолкнуло князя Рюрика к такому решению, вполне вероятно, что его беспокоила безопасность сухопутных границ нового государства. По мнению князя, следовало ожидать, что рано или поздно эсты, жмудь, латгалы под давлением германцев обязательно двинутся на восток, заперев тем самым ладожское государство на севере. Эти ли соображения или нечто другое стало причиной, но факт тот, что в 864 году русы, преодолев речные пороги, поднялись вверх по реке и неожиданно высадились на берег. Горожане пытались оказать сопротивление, но опытные русы жестко навели порядок, спалив при этом по традиции значительную часть поселения, а сам, выбрав удобное место, повелел срубить для своей резиденции острог. На пепелище же Словенска возродился город с крепостью, получивший бесхитростное имя – Новогород, который мы знаем, как Великий Новгород. Этот город заметно выделялся среди прочих славянских поселений и не только их, но и многих европейских городов. Несмотря на то, что в городе появлялись преимущественно деревянные строения, что объяснимо с точки зрения наличия в округе нескончаемых запасов делового леса, город строился с выдумкой. Строителями была продумана планировка, согласно которой жилища и хозяйственные постройки возводились в определенном порядке и направлении. Княжеское городище, торговые ряды, причалы, склады и жилые ряды занимали строго определенное место. Скотные дворы и овчарни запрещалось строить в центре и, тем более, в самой крепости. Городские улицы были вымощены толстенными дубовыми плахами, по краям которых прокладывались мостки, прародители современных тротуаров, дома и усадьбы предписывалось огораживать высокими тесовыми
заборами, за которыми разбивались сады и огороды. Кузни, кожевенные мастерские и прочие производства располагались в посаде, дабы смрадом и звоном не беспокоить жителей.
   В отличие от европейских городов, где стоки и нечистоты текли вдоль домов, распространяя зловоние и порождая полчища навозных мух, древний Новогород был чист, уютен и красив. В канавах вдоль обочин дорог и улиц укладывались дубовые лотки для отвода ливневых и хозяйственных вод. Торговые места, причалы и пакгаузы были построены на удобных местах и хорошо охранялись, на улицах и площадях города, точно так же, как и в Ладоге, денно и нощно патрулировали варяжские патрули стражников. Вообще Рюрик в качестве воинской и полицейской сил предпочитал использовать исключительно русов-варягов, самых своих надежных соратников, предоставляя право прочим нациям в мирное время заниматься мирным трудом, при этом не забывая о подготовке и славянской молодежи, прививая им правила воинского искусства. Примечательно, что русы в подготовке войска не пренебрегали и воинским опытом славянских дружин, особенно в части организации стрелковых отрядов и изготовления луков и стрел, в чем славяне весьма преуспели. Славянские клееные луки обладали огромным преимуществом перед подобным оружием, распространенным в Европе, они были удобны, практичны и отличались дальнобойностью. Даже лучшие образцы азиатских луков по силе и точности не могли соперничать с изделиями северных славян. В бою короткие славянские луки были очень практичны. Невозможно представить себе Робин Гуда, усевшегося верхом на коня со своим огромным тисовым луком - какая уж тут маневренность и скорострельность. Славянские мастера при изготовлении луков использовали наборы из сухожилий животных, твердые породы деревьев и роговые пластины, все это скреплялось эластичным рыбным клеем, что придавало луку гибкость и пружинистость, сплетенные из конопляных нитей и конского волоса тетивы были очень прочны и не боялись ни дождя, ни снега, ни холода. Русы, в свою очередь, обучали славян навыкам верховой езды, приобретенным в общении с пруссами, где всадники и кони были в великом почете. Именно русы привезли и внедрили в конном войске славян седла со стременами, что в несколько раз повысило возможности всадника в бою. Упоры для спины и ног многократно усиливали удар мечом и позволяли всаднику уверенно действовать большим копьем, без риска упасть с коня, а также более эффективно применять в бою метательные копья-сулицы.
   В свою очередь русы высоко оценили свойства славянских булатных клинков и легких топориков-секир, к коим, как известно, варяги испытывали слабость. За короткий срок князь Рюрик подчинил себе города Муром, Ростов и Полоцк и далекий Киев, откуда из неведомого Царьграда привозили заморские купцы чудесные товары. Товарищи князя Рюрика, сотники Аскольд и Дир, рвались в неведомые края в надежде на самостоятельную жизнь. Рюрик не противился. Важнейшая торговая артерия Руси – путь из варяг в греки, начало которого находилось в Альгейдоборге, контролировалась вплоть до Полоцка русами. По замыслу князя, этот маршрут должен быть в собственности созданного им государства и приносить доход. Поэтому он не только не противился желаниям Аскольда, но принял деятельное участие в подготовке экспедиции, снабдил воевод инструкциями, а сам сосредоточился на дальнейшем обустройстве Новгородской земли. Забегая вперед, отмечу, что в XII веке Новгород являлся вторым по величине городом на Руси с численностью населения более 30 000 человек, для сравнения, в Лондоне проживало в то время менее 20 000 человек.

Продолжение следует.

Категория: 2013 год | Добавил: nanash-vzgliad (16.12.2013)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: